Сетевые практикумы в учебном процессе

Е.В. Огородников, д.п.н., профессор, засл. учитель РФ

 

            Современный уровень информационной культуры в определяющей степени связан с умением работать в различного рода сетях, особенно — в интернете. Среди этих умений выделяются три основных группы:

1.      умения, связанные с поиском информации в интернете;

2.      умения, связанные с использованием электронной почты, чатов, телеконференций и других видов электронной связи;

3.      умения, связанные с ведением собственного сайта в интернете.

Достаточный уровень этих умений обусловливает успешность овладения остальными элементами современной информационной культуры. Для оценки уровня информационной культуры нами был разработан тест из 10 вопросов, включающий три основных группы:

Совокупность ответов на эти вопросы позволяет оценить уровень информационной культуры школьника по 10-балльной шкале.

Названные умения могут формироваться различными способами. Одним из наиболее эффективных приемов является коллективная работа над крупными проектами учебного назначения. В качестве таких проектов могут выступать сетевые практикумы по крупным темам или разделам учебных предметов.

В ходе организации работы школьников по проекту создания сетевого практикума и последующего его использования в учебном процессе формируются необходимые элементы информационной культуры не только у участников проекта, но и у пользователей его результатов.

Под сетевым практикумом мы понимаем форму обучения, аналогичную традиционному практикуму, выполняемому с использованием информации и технологий сети.

Как известно, практикум — это такая форма обучения, которая основана на организации групповой самостоятельной практической работы школьников с материальными или информационными объектами.

Названные характеристики практикума могут быть резюмированы в виде краткого описания по основным компонентам методической системы.

1. Цель практикума — реализация одной из основных учебных целей (изучение нового и т.д.) на материале крупной темы или раздела школьного предмета.

2. Содержание практикума — самостоятельная практическая деятельность учащихся по выполнению предлагаемых ему заданий, в ходе которых происходит формирование знаний или умений.

Практикум состоит из нескольких работ, объединенных совокупностью следующих свойств:

Каждая работа реализует одну из относительно независимых частей знаний или умений по теме.

3. Форма организации практикума аналогична безмашинному варианту работы. Он состоит из независимых работ. Работы образуются из разных по сложности заданий, в которых предусматривается несколько режимов деятельности ученика.

Каждая работа практикума, как правило, рассчитывается на один урок. Поэтому желательно, чтобы число работ практикума соответствовало числу отводимых на него уроков. Учащиеся выполняют работы по одному (в крайнем случае - парами).

На уроке учащиеся одновременно выполняют разные работы с последующей их сменой по определенному графику. Наиболее удобен циклический график, при котором учащиеся разбиваются на группы, где число пар равно или меньше числа работ.

При работе группы должны территориально располагаться подальше друг от друга, чтобы обеспечить самостоятельность. В рамках одной группы все пары выполняют разные работы одновременно.

На следующем уроке учащиеся внутри группы меняются работами по кругу (выполнявшие 1-ю работу - делают вторую, выполнявшие 2-ю - делают 3-ю, последние - делают первую). Потом опять смена, и так до окончания всех работ или исчерпания времени, отведенного на практикум.

Учитель имеет возможность постоянно наблюдать обобщенные результаты деятельности школьников и регулировать ее общие условия. Функции целевых установок, мотивации, ориентировочной основы, инструментальная, контрольная и другие – выполняются компьютерными средствами обучения (КСО) на рабочих местах учащихся. Основная роль учителя - регулировать отклонения в организации деятельности.

Ученик может выбирать задания и режимы деятельности в нем, осуществлять действия в произвольном порядке, исправлять ошибки без отрицательных последствий, повторять работу и т.п.

Начавшись, практикум продолжается до окончания отведенного на него времени (числа уроков), не перемежаясь с какими бы то ни было уроками по данному предмету, т.е. сконцентрирован во времени.

4. Методы обучения в компьютерном практикуме, прежде всего, зависят от его основной цели (изучение нового, формирование знаний и умений и т.д.). Обычно в рамках отдельного практикума метод обучения один, а конкретные приемы различны.

5. Средства обучения в практикуме. Во-первых, это комплекс КСО для ученических мест, во-вторых, различное периферийное оборудование (если оно используется в практикуме). В-третьих, печатные материалы для работ практикума.

Практикум может применяться тремя основными способами: использование в рамках компьютерного курса; самостоятельное использование как практикума; фрагментарное использование отдельных работ и заданий.

Основные части работ практикума – медиатека образовательных ресурсов интернет (подбор источников) и система заданий. Задания составляются таким образом, чтобы для его выполнения учащиеся произвели поиск информации в медиатеке и совершили деятельность по представлению результатов поиска в специальных формах, размещенных на сайте.

В качестве основных приемов организации деятельности могут быть использованы следующие группы (приведены по отношению к текстовым объектам, но могут быть использованы и для графических, анимационных, табличных и других объектов).

Приемы, основанные на: свободном наборе ответов; написании названия объекта; тестировании; таблице для обобщения и систематизации;

Приемы, основанные на создании объекта: собрать текст из частей; заполнить или составить кроссворд; заполнить текстом таблицу; собрать или обозначить части текста, соответствующие друг другу по какому-либо признаку; составить план текста; сложить текст по принципу домино; набирать текст не буквами, а словами из какого-либо ограниченного словаря; группировка текста в таблицу; сборка текста с контролем правильности по другому тексту; угадывание терминов по принципу игры "балда".

Приемы изучения проявлений объекта (структура, динамика взаимодействие, эволюция): найти и обозначить в тексте фрагмент, отвечающий на один из вопросов; открыть (чем-нибудь) или закрыть нужные фрагменты текста; раскрасить фрагменты текста; подчеркнуть или зачеркнуть фрагменты текста; указать длину части текста; указать число фрагментов текста по какому-либо признаку; навести рамку на нужную часть текста; увеличение или уменьшение шрифта какой-либо части текста; заставить нужную часть текста двигаться или мелькать; угадывание слова, понятия, величины, закона и т.п. по исходному набору признаков.

Приемы изменения объекта или среды: (в том числе перемещения в пространстве-времени, управление): дополнить текст (диктант, таблица); внести исправления в текст; переставить нужным образом части текста; рассортировать движущиеся или стационарные текстовые фрагменты; сократить текст (сделать конспект); перенести часть текста в нужное место; заменить части текста другими; набрать или передвинуть текст в окне или выставить в окно нужную часть текста; укладывать текст в заданную схему; замена знаков текстом; вставка фрагментов в текст; замена частей текста знаками; ранжирование текста по значимости; подписывание словами изображений, формул, схем и т.п.

Приемы разрушения объекта: разложить текст на части; удалить ненужные части  текста; восстановление порядка следования фрагментов текста.

Ограниченность количества ПЭВМ в компьютерном классе обусловливает необходимость поиска путей обеспечения самостоятельности работы учащихся.

Главным, нам представляется путь параллельного проведения машинного и безмашинного курсов при условии, что они сконструированы по одним и тем же принципам.

В этом случае целесообразно одновременное проведение двух практикумов (машинного и безмашинного), которые желательно группировать по однородности целей.

Так, могут одновременно проводиться практикумы по решению задач. Класс разбивается на пары. На первом уроке один ученик работает на ПЭВМ, решая определенный тип задач, а второй решает задачи того же типа в тетради.

На следующем уроке они решают тот же тип задач, но поменявшись ролями.

По завершению двух практикумов по решению задач, оба ученика из пары пройдут через машинный и безмашинный практикумы.

Аналогично может быть организовано одновременное проведение практикумов по физическому эксперименту (познавательных, в том числе творческих или формирующих).

В случае познавательных практикумов по усвоению готовых знаний, один ученик может работать на ПЭВМ, а другой, например, самостоятельно работать с группой параграфов учебника на основе заданий.

Похожим образом организуется параллельное проведение и других практикумов.

По виду деятельности можно выделить следующие типы практикумов: познавательный (изучение нового материала); формирующий (знания и умения); обобщающий (обобщение и систематизация); творческий (опыт  творчества на базе исследовательских или конструкторских творческих задач); зачетный (итоговый учет и контроль знаний и умений).

 

Hosted by uCoz